Nine Inch Nails – Hesitation Marks

Hesitation Marks

Изначально планировалось подойти к написанию рецензии на новый альбом Nine Inch Nails с серьезным лицом, но как можно не сорваться на хиханьки и хаханьки, когда Hesitation Marks при всей своей внешней суровости не лишен чувства юмора.

Обратимся к недавнему прошлому. Трент Резнор как-то заявил, что Nine Inch Nails – почти всё, ждать выступлений на публике и релизов не стоит, а вместо этого Interscope Records нам всучат в 2014 году сборник Величайших Хитов группы с двумя новыми песнями, которые, согласно договорным обязательствам, NIN обязаны записать. Если верить официальной легенде, то именно «Everything» и «Satellite» предназначались для грядущей компиляции, но Трент вошел во вкус и в тайне ото всех (и внезапно для себя) накнопкодавил целый новый альбом.

Памятуя о том, что Трент Резнор на одну четвертую – тролль (остальные четверти занимают борода, бицепсы и гениальность), то можно предположить, что две обозначенные композиции являются очень удачной и грамотной шуткой, которая была бы вдвойне выигрышной, сыграй она на контрасте с «Head Like a Hole», «Closer», «March of Pigs» и прочими нетленками. Мол – проследите наш прогресс: мы начинали с кувырканья в грязи, были яркими иконами свободного распространения музыки, раздавали свои релизы на рутрекере, а теперь выпускаемся на крутом мэйджоре и, на полном серьезе, задумались о Strobe Light. Представляете какая волна негодования поднялась бы в таком случае? Мало того, что все эти Greatest Hits – всего лишь средство нажиться на поклонниках группы, которым все равно что покупать, главное с заветной припиской «halo» на заднике, да еще и со слегка, скажем так, нестандартными для Nine Inch Nails двумя новыми песнями. Вилы, факелы, сорванные в слезах постеры и выведение татуировок, приправленные криками «ПРОДАЛИСЬ!», «ОПОПСЕЛИ!», «ЭТО ВСЕ ЛЕЙБЛ ВИНОВАТ!», а Трент бы смотрел на экран, читал комментарии на фэйсбуке и гаденько хихикал.

Распнутый особо агрессивными поклонниками “Everything”, звучащий как Аврил Лавинь в “скейтербойские” годы, на поверку оказался милым приятным треком, разоружающим простой гитарной партией, встречающейся в почти всех поп-панк альбомах начала двухтысячных, но подкупающий умеренной нервозностью, механическим урчанием и этим вот «шэйк, шэйк, шэйк, шэйк!». “Satellite” можно воспринимать, как некую дань уважения Джанет Джексон тех времен, когда она не стеснялась показывать титьку. От троллинга и шуток, Трент перешел к открытым действиям и записал-таки ответ Крису Корнеллу и его паршивому альбому, спродюсированному Тимбалендом! Однако при всей свой арэнбишности, трехкопеечный ритм обрастает шумом и гамом, песня все равно умудряется звучать, как накрахмаленный найн инч нэйлс в вакууме. Даже при том, что выкрики “камон” смогли убедить меня заржать во весь голос в общественном транспорте.

А сейчас нотка мимимишности, поскольку две песни, о которых пойдет речь далее, заставили меня улыбаться, будто окунули голову в ведро с концентрированным теплом и уютом, идеальные элементы короткого перерыва, которые в компании с сигаретой могут скрасить даже самый напряженный рабочий день. Не обошлось и без отсылок к семейному подряду четы Резноров и “Various Methods Of Escape” звучит как Welcome Oblivion в дни, когда фронтвумен и душу новоявленной группы “захватывают коммунисты”. Но при этом жена Резнора решила не устраивать истерики, но высказать свои переживания в песне, покопалась в макбуке мужа и нарыла в папках с порно удачные электронные сверлящие сэмплы, которые сам Трент заботливо прятал от своей благоверной и рассчитывал, что в яойные фанфики по my little pony она точно не полезет. Мэриквин все это удачно скопировала на флэшку (в облако, Павел Юрьевич, в облако! Что ты позоришься?), немного изменила голос и записала отличный трек! Потом применила свои женские хитрости и запихнула песню в новый альбом сайд-проекта гитариста и бэк-вокалиста How to Destroy Angels. Энергичная “Running” записана по лекалам поздних Radiohead, с использованием шустрого ритма, психованных гитар и размеренного голоса, только в отличие от вечно стонущего и ноющего Йорка, у Трента получилось более убедительно и, чего уж там, гораздо привлекательнее.

Кроме того, недавнему живому выступлению NIИ, на котором мне посчастливилось побывать, я обязан любовью к двум трекам: «Came Back Haunted» и «Disappointed». В день презентации студийной версии «Came Back Haunted» я впал в небольшой ступор: да, все было хорошо и приятно, но не совсем то, на что рассчитывал, однако, живое исполнение все исправило, стоило лишь забиться в нервных конвульсиях, которые я стыдливо называю «танцами», теперь приятные воспоминания перевешивают общее впечатление. В то же время, живое исполнение «Disappointed» меня не шибко впечатлило, оставив воспоминания о симбиозе сухого бита и сочных гитар, которые мы могли услышать ранее на саундтреке к «Девушке с татуировкой дракона». Но на альбоме трек заиграл новыми красками, представ в разуме в виде огромного, высокого и высокоразвитого в технологическом плане города, простирающегося посреди бесконечной пустыни неизвестного происхождения, где из-за бури и слепящего солнечного света невозможно разобрать – настоящий он, или обычный мираж, помноженный на галлюцинации истощенного разума? Летающие вокруг шаттлы, жуткий скрежет механизмов и играющие бликами сталь и стекло гигантских небоскребов все расставили по своим местам. Помянутый ритм достигает своей эволюции к финалу, превращаясь в некое подобие минималистичного тек-хауса, который завершает образ киберпанковского убежища. Именно на этом моменте обезвоженный путник добирается до городских ворот и, дабы убедиться, что все еще находится в здравом уме, касается холодной металлической стены, огораживающей город от внешних угроз.

Кстати, в это абзаце спойлер о концовке. Не масштабов “Титаник в конце утонет, а Дарт Вейдер – отец Люка Скайуокера”, но способен подпортить радость. Нам бы очень хотелось увидеть лицо поклонников Nine Inch Nails, которые услышат один из главных сюрпризов альбома, добравшись до “While I’m Still Here”. Духовые, подозрительно похожие на саксофон, напоминающие усталую версию своих собратьев из “I Miss You” прелестной Bjork. То есть, мы были не готовы к такому сюжетному ходу, поэтому разинули рты от удивления. А какими были ваши эмоции?

Можно до бесконечности спорить и выдумывать научные диссертации о том, какую жанровую нишу занимают современные Nine Inch Nails, можно отойти от определения Industrial, позабавиться с приписками «post-» и «future-», либо найти новый стилистический дом для любимой и ненавистной миллионами группы, неизменным остается одно – их музыка наиболее удачно работает в черте города. Индустриальный пейзаж становится неотъемлемой деталью, которая помогает прочувствовать музыку, погружаясь в самые глубины шумов, чеканящего ритма, лязга гитар. Жар печей так силен, что плавит не только сталь, но и человеческие личности, стремящиеся наружу вместе с дымом, гарью и цинично уничтоженными надеждами. Заводские трубы, протыкающие свинцовое небо, как иглы капельницы, несущие в себе не лекарство, но смертельный яд, питают атмосферу. Богу угодны заводы, иначе бы он не придумал их и их бесконечные артерии-конвейеры, для которых остановка равна смерти. Так и живут безликие люди, которые не имеют представления о том где они и зачем, тонущие лишь в задачах и безрезультатно разгребающие горы проблем в той другой части бодрствующего времени, которую они с грустной улыбкой называют «личной жизнью», но даже в их уютных ипотечных квартирах, закрытых на несколько замков, за ними все равно “присматривают”. Ты – не один и никогда не будешь одинок, ведь твое Государство знает лучше, что тебе необходимо. Ты капля в море безмолвных единиц, нуждающихся в налогах, подавлении воли и кнуте. Пряники, знаете ли, опасны для здоровья, от их употребления повышается вероятность схлопотать диабет. Именно такие картины рисует воображение при знакомстве с дрожащей и надрывной “I Would for You” и слепленной из ошметков беспочвенной паранойи “All Time Low”, которые вселяют уверенность в том, что в случае любой случайной ошибки вся правда будет отрицаться, как и предыдущие тысячу девятьсот восемьдесят три раза.

Стоит, пожалуй, затронуть еще один аспект новых Nine Inch Nails, который не всем пришелся по вкусу и стал, чуть ли не главной насмешкой над теми, кто старается изо всех сил защитить Hesitation Marks. Тексты Трента Резнора, которые и ранее не блистали разнообразием, (а некоторые особо удачные выражения стали притчей во языцех) теперь напоминают горькую исповедь. Исчез тот самый колкий манифест борьбы с глупыми свиньями в повседневном окружении, правительством, богом, достижениями общества, своими любимыми и самим собой. Вместо этого у нас есть куча историй о том, как Трент перепробовал все какашки во дворе и остался жив. Если раньше бог был мертв и никому до этого не было дела, то сейчас протагонист напрямую обращается к Всевышнему и просит Его услышать молитвы. “Моноизвиличные” романистки называют это кризисом среднего возраста, ибо негоже мужику с двумя детьми и красивой женой петь о поиске собственного пути, чем он занимается в “дипишмотовской” “Find My Way”, которая в буквальном смысле впивается в память после первого же прослушивания. Нам остается благодарить Того-Самого-На-Небе, что дело не дошло до откровенного старческого брюзжания о том, как все было лучше, “пока Союз не развалили”, публика была живее, отзывчивее, каждый день был вызовом, и насколько зеленее и забористее была чужая трава. Что поделаешь, если у нашего дорогого Трента весь жизненный опыт – это передоз, Оскар, куча фанатов, «рождение» Мэнсона, рождение детей и огромный капитал (привет, Marks) – о чем тут еще петь?

За что мы любим Трента Резнора? За то, что, несмотря на одинаковые ингредиенты, он умудряется каждый раз готовить новое изысканное и запоминающееся блюдо. Ждать повторения прошлого глупо, надеяться на дикие эксперименты и заигрывания с современной музыкой – наивно. Не для того на свете существуют Nine Inch Nails, чтобы кому-то что-то доказывать. Даже танцевальная музыка, а «танцевальная» в данном контексте – наше грубое навешивание осмысленных ярлыков, у Трента звучит очень по найнинчнэйловски. Музыкант, который десятилетие назад выковал собственное звучание, не пойдет на поводу у модных тенденций, скорее тенденции проследуют за Трентом, послушно нацепив поводок. Техно от NIN? Замечательно! Но это специальное техно от NIN, которое больше никто так не сделает. Споры о том, чем является Hesitation Marks в дискографии группы – прогрессом или синтипопом для девочек – оставим на совести общественности. Мы же сейчас с уверенностью можем заявить, что в копилке Nine Inch Nails до сих пор нет двух одинаковых или похожих релизов. На этом все.

Ах да, осталось еще кое что… Дабы прекратить последующие вопросы Hesitation Marks мне нравится больше, чем горячо любимый The Slip и гораздо больше, чем неровный проседающий With Teeth, но до великолепности обожаемого The Downward Spiral новый альбом добраться не смог. Но даже с такой категоричностью мы имеем один из лучших альбомов 2013 года.
Вот теперь точно все.

Advertisements