Как я перестал бояться и полюбил Boards of Canada

1280x800_BOC

В преддверии завтрашнего «сбора урожая» и потому что сегодня 9 июня (и есть такой трек), я решил начать писать рецензию на новый альбом Boards of Canada и писать я ее буду именно тебе, а не кому-нибудь еще. Кто-нибудь еще может не понять (и не простить), а ты, я знаю, очень любишь музыку братьев Сэндисонов, возможно испытываешь те же чувства. Я уже сейчас знаю, что моя рецензия продлится на две условные страницы текста – предысторию и собственно внутренний разбор альбома, и поиск дьявола в деталях. Я начну, а потом продолжу, хорошо? Уверен, некоторые читатели, наивно полагающие, что за Электрокружок пишет рецензии очень хороший поставщик, найдут новый веток для обсуждения и написания жалоб во ФСКН России. Плевать, правда?

Boards of Canada стали для меня чем-то гораздо большим (плевать, так же, на этот ужасный неправильный оборот речи), нежели музыка и обладатели звания “самая любимая группа”. Они ознаменовали собой эпоху свободного выбора и то время, когда я перестал обращать внимание на мелодии, навязываемые мне журналами, телевидением и людьми. Мое знакомство с их творчеством началось со сборника Boc Maxima, который поначалу показался мне жутким отстоем с парой-тройкой интересных моментов. Но уже тогда она засели в моей голове, и по истечении пары-тройки месяцев я не мог отделаться от навязчивой идеи – музыка в моей голове, где же я тебя слышал? Я помучился, махнул рукой и забыл. Но затем мне в руки попался Music Has The Right To Children и тут, как говорится, на меня снизошла благодать. Вот же! Вот же те самые звуки «Wildlife Analysis», которые не давали мне покоя. Именно тогда я решил вникнуть в материал, окунуться с головой, и познать, сколько же тайн и опасностей хранит в себе новое для меня государство, имени двух братьев из Шотландии. На удивление быстро я пришел к согласию с их правилами и законами, а на второй половине «Eagle In Your Mind» проголосовал бы «за!» на референдуме об искусственном ограничении суверенитета граждан. Но они не настаивали.

Tomorrow’s Harvest я еще не слушал, но понял, что ждать диск – дурацкая затея. Я подожду пока скачается мой архив с mp3, которые мне полагаются с сайта Bleep.com за предзаказ, сделанный 41 день назад, послушаю где-нибудь в укромном месте (благо, за окном хватает живописных пейзажей) и составлю свое мнение… Почему я так долго жду? Все просто – я боюсь. Boards of Canada, которые давно превратились для меня в просто b♥c, являются для меня в некотором роде эталоном той музыки, которую можно слушать каждый день и единственное, что меня останавливает от этого – жажда открытий и авантюризм. Но, безусловно, после каждого неудачного похода в неизведанные дали в поисках чего-то нового или хорошо забытого старого, несмотря на разочарование или успех, раз за разом, я возвращаюсь к ним.

Музыка Boards of Canada – это как твоя комната, в которой ты знаешь каждый угол, каждый ободранный кусочек обоев, каждую маленькую пылинку на вершине книжной полки, но именно здесь ты чувствуешь себя свободно и спокойно, здесь ты можешь отдохнуть и набраться сил. Комната, которая на протяжении вот уже стольких лет может не меняться качественно, но именно благодаря тебе – ее жителю – она может выглядеть современно, благодаря разбросанным повсюду хай-тек девайсам, или предстать в образе бабулькиной норы из-за ковров на стенах и всякого прочего «антиквариата». Меняются вещи, аккуратно весящие в шкафу, меняются постеры на стенах, количество разбросанной на столе мелочи, диски, кружки, телефоны, книги даже, но комната стоит себе и хранит все твои воспоминания, тревоги, «первые разы», смех и слезы.

Они – это музыка, существование которой, оправдывает всякие эксперименты, поиски и веяния для других – она их просто перечеркивает, потому что каждый раз может звучать чисто, свежо, уместно и правильно. Мелодии вне нашего трехмерного пространства, за границами стереотипов и категоричности. Когда тебе грустно, когда ты веселишься, когда ты спишь наяву, думаешь, мечтаешь, да просто – живешь. Эта музыка может сопровождать тебя всегда. Именно эта музыка сопровождала меня в нелегких решениях, дарила успокоение, помогала снять груз с тяжелых мыслей и беззастенчиво радовалась моим победам. Я искал отражение Boards of Canada в других, которые были похожи, но так и не смогли приблизиться к самому главному качеству – давать ответы.

Знаешь, однажды я решил для себя, что я никогда не стану музыкантом (несмотря на звучащие в голове мелодии и желание обнародовать их) до тех пор, пока музыка других дарит мне вдохновение и «дивные новые миры», потому что если узнать секрет фокуса, то можно перестать верить в магию. Я до сих пор убежден, что Маркус и Майкл не пользуются всякими этими штучками, они просто садятся посреди пустой комнаты, распахивают рубашки, подносят микрофон к груди и записывают музыку, которая звучит в их сердцах. Все это время их музыка находила отклик во мне, мое сердце трепетало в такт, и это дарило мне ощущение, что в нас есть что-то общее. Они могут чувствовать мир так, что это оголяет мой нерв, позволяет на мгновение посмотреть на реальность их глазами. Знаете, бывает такое ощущение, когда все привычное вокруг становится немного чужим, когда ты замечаешь изменения самым краешком глаза и вот ты уже не автор своего дня, а его персонаж. Только у меня в голове еще возникают воспоминания запаха сожженных листьев…

Самым главным фактором является тот, что у меня нет никаких ожиданий о технической составляющей альбома. Я не знаю, и мне не важно, как он будет звучать, какие использованы приемы, ходы и (почему бы и нет?) дабстеп-дропы, но мне важен лишь один элемент – я жду (и жажду) того, что музыка не пройдет мимо. Что она не будет звучать в голове ровно до той поры, пока нажата кнопка play, что мой внутренний скептик хоть раз скажет «ух ты!» и белый потолок над головой потеснит моего кита и станет проектором-окном для бесконечной образности. Я хочу получить не компакт-диск в коробке с картинками, а небольшую такую путевку (каковой по сей день является Geogaddi) в миры, в которых я еще не был. И, да, чтобы золотая рыбка была б у меня на посылках.

Теперь ты понимаешь, почему я боюсь? А что вдруг, если я не смогу прочувствовать Tomorrow’s Harvest? Естественно, я дам ему время и бесконечное множество попыток, но что если в этот раз мое нутро не сделает сальто, а пошлые «бабочки в животе», так и не появятся? Я безоговорочно уверен в Boards of Canada, что у них всегда найдется для меня совет, и как быть теперь, если их музыка не осядет и не сможет разнообразить мои будни? Они поменялись, а я остался на том же уровне ментального развития? Или мне суждено было убежать вперед, а потом ожидать опоздавших? Или, может быть, я стал хуже и гаже и не способен воспринимать их музыку, а прошлые альбомы переслушиваю лишь по инерции, живя в мире бывших приятных воспоминаний? А вдруг я потеряю субъективность и начну находить сотню оправданий, лишь бы не признавать очевидный факт – твои любимые музыканты оступились и записали плохой альбом, а все эти годы ожидания канули в Лету. Ты можешь вскинуть руки и крикнуть: “да это же просто музыка, чувак, расслабься!”, но где-то в глубине души я верю, что именно ты так не скажешь. Да, возможно, это все надуманные проблемы и “горе от ума”, но для меня эти все метания реальны. Помнишь, как было в Твин Пиксе? Совы — это не то, чем они кажутся.

Смотри-ка, я даже название не оправдал… Получается, что “Как я перестал бояться и полюбил Boards of Canada и начал от этого бояться сильнее”? Пришло осознание – нужно прекратить бегать от своих тревог и посмотреть страху в глаза, потому что я не смогу вечно отказываться от признания факта существования нового альбома Boards of Canada и, рано или поздно, любопытство возьмет верх. Так пусть это случиться сейчас!

Именно с такими мыслями я начинаю слушать новый альбом Boards of Canada.

8 thoughts on “Как я перестал бояться и полюбил Boards of Canada

  1. учитывая нарастающий как снежный ком ажиотаж, я сразу настроил себя на пессимистический лад чтобы застраховаться от возможного разочарования. долго сомневался, слушать ли трансляцию или начать знакомство уже с качественного звука. по сути, мой опыт можно описать образно. мне очень хотелось поебаться, у меня не было женщины, допустим, 8 месяцев. и вот, она появилась, и даже намекнула, что она готова. был конфетно-букетный период с петтингом. на 5 число мы сняли номер люкс в отеле, с джакузи, клубникой, дорогим шампанским. я чувствовал себя некомфортно, сильно волновался перед этим. но настал такой момент, когда мы оба уже не могли ждать – мы сосались в подъезде у мусоропровода. и здесь я сделал, казалось бы ошибку, и сорвался. мы оттрахали друг друга прямо там, в темноте. и нам было некоторое время стыдно. но на долгожданном свидании в отеле нам вдруг стало так легко, весело, непринуждённо и мы смогли обстоятельно насладиться друг другом. теперь могу сказать, что не ошибся ни в чём. останусь с ней надолго))

  2. Что тут говорить? Это те самые досочки, которых мы любили и ждали. Да, альбом явно требует расслушивания. Работа со звуком выше всяких похвал: многослойные теплые узорчатые текстуры; цветные, словно приглушенные, мелодии откуда-то из детства. Несмотря на кажущуюся дарковость, альбом в лучших традициях Советов Канады возит меня по каким-то полузабытым воспоминаниям. В общем, чуваки, это даже обсуждать не хочется, это просто надо слушать. Это личная музыка.

  3. Альбом достаточно резко контрастирует с предыдущим The Campfire Headphase, он гораздо менее насыщен и эмоционален. Музыка скорее отстраненная и минималистичная, холодная и даже где-то мрачноватая и при этом всеравно согревающая мою душу. Да, это не лучшая работа BOC, но наивно ждать от уже немолодых людей прежнего креатива и вдохновения. Я просто благодарен им за то, что они по-прежнему выпускают хорошую музыку.

  4. Tomorrow’s Whatever? Обижаете. Не буду пока судить, лучший ли это альбом BoC, время покажет, но и отвергать это я не готов. Лично меня альбом задел. Да, слабые места есть, но они были и на Geogaddi. Мне кажется, что альбом удался своими экскурсиями в drone и “psybient” и местами даже напоминал некоторые вещи Shpongle. One two three foour fiiiiiiiiiiive

    После первого впечатления, особенно отмечу Jacguard Causeway, Cold Earth, Come to Dust и волшебный Palace Posy

  5. Ну что ж, вот я и послушал столь долгожданный альбом Tomorrow’s Harvest. Прошло восемь лет. Не зря братья дали всем послушать Reach For The Dead. Этот трек действительно хорош. На фоне шумихи и хайпа, поднятого гениальнейшей промо-акцией, он слушался как откровение. Альбом же сам, по мне, не представляет ровным счетом ничего. Попытавшись поменять стилистику и направленность, Доски потеряли свой фирменный звук, остатки которого робко проклевываются в интро Gemini. В остальном же мы имеем довольно-таки халтурно обыгранный антураж заброшенных американских городков, октровенно херовое сведение с претензией на лоу-фай, дешевые вокодеры. И если бы удешевление звука происходило на фоне более кропотливой с ним работы, то это вызвало бы лишь восторг и обожание, но нет, здесь я этого не услышал. Немного спасает Come to Dust, обыгрывающий арпеджиаторную партию, проходящую сквозь весь альбом, но и он звучит лишь как попытка закрепить в голове слушателя образ альбома, целостности которого я не почувствовал. В итоге для меня альбом стал полным провалом всего и виной тому, по моему сугубо личному мнению, служат не только ожидание чуда и преданность комманде. Нет, просто сказка кончилась и BoC образца Tomorrow’s Harvest для меня более не существуют.

  6. Если бы мне не понравился Tomorrow’s Harvest, я бы скорее считал себя неполноценным, чем признал, что BoC схалутурили. Но Tomorrow’s Harvest не просто оправдал мои ожидания. Это все те же BoC, но в то же время это именно то, что я хотел бы услышать от них на очередном альбоме. К звуку тоже нет никаких претензий. Концепция Tomorrow’s Harvest уникальна, а возможно и нет никакой концепции и ее я придумал сам, но иначе быть не может, это все-таки BoC. Это очередной положительный отзыв, уж простите, но ничего плохого в сторону этой пластинки не поворачивается язык сказать.

  7. Все круто написал. Я даже жалею, что у меня нет друзей с кем можно было бы поговорить о запахе возникающем во время прослушивания или картинках в голове или о сотнях треков, которые я записал в своей голове.
    Касательно boc! Меня сейчас пронзила мысль, что тот старый BOC я открыл как-то случайно, как все. А когда ты первый раз слышишь такую музыку твой организм не ищет в ней слабых мест, просто потому, что ты не знаешь с чем её сравнивать! Она просто всасывается и ты такой “нихуя себе, да это же музыка из детсва! Я же ничего не помню из своей жизни раньше 20 лет, а тут прям 3-5 годиков и запахи и чуть не плачу и вот он звук, какой был у машинки для перемотки видеокассет дома и видак и запахи неба!”. И так грустно и так светло. А потом ещё через годы слушаешь в крутых наушниках, потом впервые на обычных колонках но в комнате, где за окном шелестят березы и такая крутая акустика и ты слышишь звуки, которых не слышал!
    А что сейчас? А сейчас ты сравниваешь! В этом смысле конечно ат нового альбома ждал чего то неиспробованного, возможно больше электрогитар, сакса, хз чего-несу пургу. Но получили на первый взгляд вторую часть одного из альбомов, которые уже слышали. На самом же деле на этом альбоме есть полно нычек, лазеек в миры.
    Ещё показалось, что доски стали больше внимания уделять to set&settings в том плане, что перед каждым треком – трек-тюнер, трек-настройщик. Тебя готовят, массажируют хорошенько, а потом на слушай! Раньше нас просто кидали с самолёта.
    А вообще этот альбом не для рецензий, а для хорошего звука и разговора с самим с собой. Reach for the dead и многие другие треки (благодаря клипу) дарят ощущения пустыни, Невады, мексики кактусов и индейцев бьющих в барабаны. Трайбал ощутим. Трайбал в супермаркете. Дух планеты. Всех с праздником! Не упорот я!

  8. Я намеренно принял на себя аскезу и не слушал BOC, с момента объявления о выпуске альбома. Я не участвовал в разгадывании загадок, да и вообще старался проходить посты о них мимо. Я ждал. Дождавшись, я не решался послушать.
    Но вот, решился.
    Предварительно, я включил “Geogaddi” и “Music Has the Right to Children”. И…как бы вам описать, после долгого перерыва я расчувствовался. Слезы подступали к глазам, хотелось завернуться их музыкой, как одеялом, мурашки были со мной на “ты”, а дыхание перехватывало.
    И вот, момент настал.
    Я слушаю “Tomorrow’s Harvest”.
    Мне он нравится, но ничего не колышется внутри меня. Все спокойно, как в пустыне, лишь иногда перекати-поле пронесется мимо.
    Я не ждал от этого альбома подвигов и мне очень приятно, что чувствуется принадлежность звука перу братьев Сэндисонов, несмотря на прошедшие годы и произошедшие изменения.
    Но не пронимает.
    Минут десять сидел в тишине, после “Семян мертвых”, прислушивался к себе, пытался понять, что для меня значит этот альбом, но ничего не уловил. А потом включил “Alpha and Omega” и расплакался…

    Конечно, трудно что-либо говорить после первого прослушивания, альбом определенно достоин внимания. Может, чуть позже, я найду в нем отголоски своей души, благо, торопиться некуда.

Comments are closed.