Clark – Iradelphic

Крис Кларк: Для меня “Iradelphic” имеет неясные очертания. Он двусмысленный и лучезарный. Яркий, цельный, непобедимый, завершенный.”

У нас очень странные отношения с Крисом Кларком – порой он раздражает своей зацикленностью на чем-либо, а порой вызывает дичайший восторг от присущей ему мелодичности.
Как вы помните, первым впечатлением от нового альбома Кларка стала фраза: “чо эта за бибио такое?”, которое действительно было неким ступором и тупиком непонимания, особенно после того замедленного в 4 раза рэйва “Willenhall”, выданного нам самим упомянутым Bibio на совместном виниле с товарищем Кларком. Теперь мы знаем, что Bibio может не только пускать сопли, а Кларк – тонкая лиричная натура.
Стивен Уилкинсон и Крис Кларк – хорошие друзья! Вот ответ на все вопросы. И если Стивену пошло на пользу общение с Крисом, то веяния Bibio в музыке Кларка первоначально были восприняты в штыки.
А мне потребовался целый месяц на то, чтобы прекратить обвинять Iradelphic в его зализанности и понять, что для меня – это лучший альбом Кларка за последние 5 лет.

Две тысячи шестой год стал переломным в творчестве музыканта – Кларк сократил свой сценический псевдоним вдвое и выпустил Body Riddle, который по сей день будоражит умы поклонников интеллектуальной музыки. Крис показал себя со стороны кудесника, который не только легко и с умом распоряжается всевозможными звуками, с их изгибами, волнениями, сколами, трещинами и выпуклостями, но и создает целые мелодичные полотна, способные затянуть слушателя в выдуманные миры. Мелодии, которые так просто ютились в голове и напоминали о себе в самые неудобные моменты.
Throttle Promoter и его идеологический последователь Turning Dragon представили нашему вниманию Кларка веселого, сменившего Кларка задумчивого. Мелодичность стремилась к упрощению, а её обрамляющие детали приобрели тяжеловесность кувалды средних размеров. Бит стал орудием, способным увлечь в пляс даже самого хмурого ботаника в растянутом шерстяном свитере. Никакой созерцательности, лишь ублажение примитивных инстинктов – двигайся, иначе тебя затопчут, ты сдохнешь и тебя забудут.

Вышедший в 2009-м Growls Garden в качестве прелюдии к новому альбому Кристофера, стал первым звоночком – кажется, с музыкантом что-то не так. Бит вытянулся в идеальную прямую линию, ритм стал полностью танцевальным, а всю экспериментальность променяли на лощенность и праздничность синтетических вкраплений, способных управлять целым стадионом. Релиз коммерчески успешного Totems Flare подтвердил опасения – с Кларком действительно что-то случилось. Как нам показалось, он просто устал и морально истощился. Ему стало душно и неуютно в четырех стенах масштаба отдельно взятого пыльного города. Безобразная примитивность и надоедливость звучания, от которых сводило зубы, поражали своим неуважением к прошлым заслугам музыканта. Казалось, что творческая деятельность теперь существует отдельно от ее владельца. Мелодий как не бывало, Крис мечется из угла в угол, сменяя один жанр другим, одно клише пятью такими же, и эти назойливые синты… повсюду. Как песок – он в волосах, в ушах, в еде, в костях, в нижнем белье… Думалось, Кларк сам понимал что ему необходимо что-то менять, поэтому собрал чемоданы, захватил любимую гитару и с финальными аккордами “Absence” захлопнул дверь, отправившись в путешествие по городам и весям.
Итог странствий музыканта, прошедшего через Австралию, Уэльс, Брюссель и до самого Берлина предстал перед нами в виде нового полноценного альбома Iradelphic, который является еще одной крайностью, новой гранью таланта Криса Кларка.
Теперь в его музыке превалирует мелодичность живых инструментов! Легкий и без намека на пафос шарм этники, переливы гитарных струн, которыми управлял не иначе как вольный ветер, обдувающий изумрудные поля Ирландии.
Кларк получил свободу, дышит полной грудью, расправил плечи и записал альбом для себя. Записал альбом, если можно так сказать, сердцем, а не головой.

Электронная составляющая кажется невесомой и весьма деликатна при обращении с инструментами. В новом альбоме все на равных: в “Tooth Moves” синтетические аккорды создают правильное настроение, разукрашивая картины в более пестрые цвета, подхватывая рассказываемую струнными историю; “Secret” обладает жаром, как от созерцания фламенко, а Мартина Топли-Бёрд помогла придать повествованию страсти и монументального оптимизма. “Ghosted” со своим мерцающим вторым дном напоминает творчество затворников из Манчестера Working for a Nuclear Free City, которые могли без слов, при помощи фонового шума и мягкого перебора гитарных струн поведать слушателю о своих внутренних переживаниях. Остается загадкой, Стивен Уилкинсон ли оставил свой отпечаток в последних 50 секундах?
Умиротворяющая “Black Stone”, от которой внутри что-то сжимается, обзавелась собственным короткометражным фильмом, который пугает и интригует одновременно. Идея стара – даже под невзрачным булыжником может быть целый мир, пусть он вызывает нервные подергивания века и заставляет поежиться, но это чья-то жизнь, смысл и единая верная истина и нам не дано право осуждать, мы можем только наблюдать.

Кларк вспоминает о своем прошлом с некой светлой тоской, поэтому я не думал, что буду рад встрече с нашим старым знакомым – докучающим синтом из прошлого альбома, которому в Iradelphic отдана единственная двухминутная партия “Skyward Bruise/Descent”. Кажется, что Кларк решил попрощаться с ними навсегда, от того мелодия звучит устало и постоянно отдаляется в прозаичную тьму. И как-то грустно становится от понимания, что это скорее эпитафия, нежели отголоски сорвавшегося с цепей гимна.

Кульминацией альбома является трилогия “The Pining”, которая потрясает до глубины души своим развитием и текстурами. Нежность с размытыми контурами сменяется накалом страстей, оголенными чувствами и искренними улыбками. Музыка приобрела образность хорошо известного пейзажа, вытянутого из кладовой воспоминаний – темно-синее, почти черное, небо, рассекаемое всполохами костра. Треск сгораемых дров, шумная дружная компания, которая громко смеется и думает, что умеет петь (и всячески пытается это доказать при любом удобном случае), перечеркивают тишину грядущей ночи. Ощущение нерушимой опоры от плеча сидящего рядом, всплески озера, неуемная молодость и теплота неизбежного лета – все эти плюсы нашей жизни так просто раскрыты во второй половине нового альбома музыканта, которой все еще умеет удивлять.

Даже главный минус альбома – его хронометраж – стал одной из главных причин моей любви и уважения к Iradelphic. Кларк пожертвовал длиной песен ради их яркости, насыщенности и моментального развития, без затянутых раздумий. И есть мнение, что новый альбом – это только начало чего-то большого, поскольку на прямой вопрос о грядущих релизах Кларк ответил, что собирается издать в этом году “много новых новых и новых старых работ”.

Clark – Iradelphic
Label: Warp (WARP222)

01 Henderson Wrech
02 Com Touch
03 Tooth Moves
04 Skyward Bruise / Descent
05 Open
06 Secret
07 Ghosted
08 Black Stone
09 The Pining pt. 1
10 The Pining pt. 2
11 The Pining pt. 3
12 Broken Kite Footage

http://warp.net/records/releases/clark/iradelphic

6 thoughts on “Clark – Iradelphic

  1. мне альбом сразу понравился. без раздумий.
    а насчёт видео – топ коммент радует

  2. Электрокружок читать всё приятнее и приятнее, молодцы! Так держать!

  3. Это лучший его альбом наряду с Body Riddle. В нем есть что-то от единичных экспериментальных вещей саундрека Babel + свободные импровизации в духе этно-фолкотроники и завораживающий (что удивило) женский вокал на Secret (жемчужина альбома) и на The Pining pt. 2. Clark нашел отдающее свежестью звучание не только для музыки в целом но и для себя самого. Пятерка в целом несмотря даже на то что пару-тройку треков звучат фоново

Comments are closed.