Bjork – Biophilia

Biophilia – это не музыкальный альбом. Это – музыкальное воплощение идеи, настолько масштабной, что не объять, не прочувствовать толком. Воплощение идеи в музыке – это всегда некое искусственное ограничение, пусть даже в нашем случае рамки охватывают целую вселенную, но факт остается фактом, Бьорк изначально загнала себя в клетку, которая не перестает быть клеткой, даже если не видны ее решетки, прячущиеся от взора за горизонтом, а то и еще дальше.

Бьорк, которая всегда была неким послом доброй воли между нашим материальным и ее выдуманным сказочным миром, стала приземленной и осязаемой. А значит – досягаемой. Может, она хотела бросить все и вернуться хотя бы на мгновение в свою стихию причудливых и привлекательных (порой немного пугающих) образов, но коль назвалась Матерью Природой, будь добра, пой про тектонические плиты, кристаллы, смену времен года, луну, вирусы и прочие обыденности, с которыми мы встречаемся каждый божий день.

Для меня Бьорк – это не просто певица, музыкант и композитор. Она – экстраординарное явление. Чудо, сплетенное из магии двух стихийных элементов: необычной интересной музыки и восхитительного чарующего голоса. Именно совокупности этих двух самодостаточных и взаимодополняющих событий могут называться гордым именем товарного знака (простите за такую низменную пошлость) Бьорк. Когда на чаше весов с той или иной стороны Музыки или Голоса становится больше даже на микроскопическую частицу, нарушается идеальное равновесие – тот баланс, который для меня является идеалом не только в творчестве конкретного человека, но и в музыке вообще.
Если рассматривать Biophilia как упомянутые метафорические весы, то их стрелка с завидным постоянством мечется туда-сюда, словно сумасшедшая, показывая первенство одного элемента над другим. Иногда перемещение стрелки случается так быстро, что глаза не успевают уследить.

Порой музыки нет вовсе. Есть фоновые шумы, набор странных звуков как результат эксперимента ради эксперимента (ах, как же сочно и мощно звучала катушка Теслы во время ее живого выступления и как сухо и тоскливо она звучит в альбомной Thunderbold), в этот момент Голос выходит на передний план. И без великолепного музыкального обрамления он звучит как-то одиноко и докучающе, словно блеклое запылившееся полотно без должного освещения. Затем Музыка захлебывается, биты наслаиваются друг на друга, как волны при сильном шторме, ударные выбивают барабанные перепонки, а трогательный Голос просто теряется под напором и из-за своей хрупкости разбивается на тысячу осколков. Иногда Музыка становится невыносимо возвещенной, и в сочетании с массивной звуковой атакой хорового пения превышают все мыслимые и немыслимые пределы торжественности и некой космической эпичности творения, что уже сам слушатель начинает ежится и чувствовать дискомфорт, задаваясь вопросом: «а достоин ли я?». Лично я всегда считал, что не достоин, поэтому стараюсь избегать всех этих дорогих красивых элементов, созданных для услады слуха высокодуховных господ. Помните, как было в Volta? Но там по соседству с щемящей «The Dull Flame of Desire» была прямолинейная, грубая, ураганная и практически идеальная «Innocence».

Вся идея Biophilia мне кажется чертовски интересной и новаторской, способной навсегда изменить отношение слушателей и, главное, музыкантов к полноформатным альбомам. Звуковое и визуальное восприятие музыки, построенное на интерактивности – это прогресс. Жаль, что воплощение немного подкачало – вышло несколько приложений, которые все равно неплохо было бы немного доработать, а в плане музыки… Хорошо, когда несочетаемые вещи сталкиваются лбами, чтобы во имя благой цели продемонстрировать смирение и симбиоз, но, как мы убедились, не в случае, когда строится на фундаменте Идеологического Заключения. Даже если тюрьма – целая Вселенная, а ее узник – Бьорк.

Bjork – Biophilia

01. Moon (05:45)
02. Thunderbolt (05:15)
03. Crystalline (05:08)
04. Cosmogony (05:00)
05. Dark Matter (03:22)
06. Hollow (05:49)
07. Virus (05:26)
08. Sacrifice (04:02)
09. Mutual Core (05:06)
10. Solstice (04:41)

3PQGBFODDQ

12 thoughts on “Bjork – Biophilia

  1. Пусть материальный мир содрогнется! А ложные Боги падут! Бьо, это божественный альбом.

  2. альбом не понравился. я так ждал большего. не понравился сначала один сингл, потом другой, третий, четвёртый…..
    послушав альбом, я понял, что мне понравился thunderbolt, и больше ничего сверхъестветвенного… я слушал песню за песней, думая “ну когда же? когда же?”, но тут как раз и закончился альбом. переслушивал его раз пять, но к сожалению, мнение не изменилось…

    homogenic всё же лучшее её творение до сих пор, имхо.

  3. всего лишь месяц назад я бы не поверил, что теперь буду общаться с абсолютно новыми людьми, жить в новой квартире, ходить за сигаретами в другой магазин, сидеть за новым компьютером… и еще большей неожиданностью для меня бы стало то, что первой в папке “music” на чистом винчестере окажется именно bjork. я слушаю ее впервые. и мне нравится. теперь этот альбом для меня новая точка отсчета.

  4. Mutual Core – шикарнейшая песня, немного саунд правда минималистичен, сделала бы она его по сочней, но всё равно трек отличный. Thunderbolt действительно в живом варианте гораздо лучше, Crystalline, на мой взгляд, немного лучше именно в сингловой версии, а не в альбомной. Sacrifice и Cosmogony тоже очень хороши. В общем, альбом хорош.

  5. раньше никогда пристально не интересовался Bjork и дискографии не держал, но любил её голос и манеру исполнения. да и музыка всегда была хороша. это первый альбом, который прослушал. в первую очередь – звук интересный и красивый. хотя понравилось не всё, особенно после нескольких прослушек, когда некоторые экспериментальные моменты теряют силу новизны.
    но Mutual Core – не надоедает и с каждым разом нравится всё больше. это жемчужина альбома. очень нравится, как постепенно нарастает напряжение звука и музыка, достигнув точки невозврата, наконец вырывается взрывной волной в космическое пространство. захватывает

  6. в альбомной Thunderbold даже не понял, что звучит аппарат Тесла. классная находка, в лайве очень круто звучит

  7. послушал.
    странно, что воспевая хвалы к Биофилии Вы не въезжаете в последнего Амона Тобина. если сравнивать их музыкальную часть, то последний явно приятней. и вообще, полагаю, что Бьйорк бы отлично выступила в коллабе с таким Тобином.

    • Что значит “не въезжаете” ? Въезжаем мы в Тобина, просто не слушаем. Надоедает. Скомканный набор звуков – это слишком просто и дешево. Если бы люди не знали о технической части ISAM, о том, как он записывался, как создавались все эти звуки и наслоения, нравился бы он так сильно? Если бы ISAM выпустил какой-нибудь школьник с лэптопом, нравился бы этот альбом так сильно?

      У Бьорк по крайней мере мелодии есть и вокал. Некоторые треки с Байофилии – шикарны, некоторые – откровенный провал. Все честно.

  8. рецензия на тобина была скорее из серии “не въезжаем” насколько я помню.
    я не говорю, что Бьйорк сделала плохой альбом, вовсе нет. некоторые треки волшебны. а насчет мелодий, тут, конечно, можно развести полемику, но не будем этого делать 🙂

  9. вокал очень нравится, но эта работа заметно слабее предыдущих. материал оригинальный, интересный, но и не совсем понятный для меня!

Comments are closed.